правовой интернет-сайт

Ковры, пахнущие травами: мастерицы из Татарстана освоили крымское ковроткачество 

Древнему искусству уже не один век. Краски для ковров-килимов искусницы изготавливают из березовых листьев, корней шиповника, тысячелистника.

Бабушкины традиции 

На полке, среди множества статуэток из глины, взгляд привлекает красивая женщина в татарском национальном костюме с прялкой в руках. За окном ночь, на нее падает слабый свет от керосиновой лампы, она прядет шерсть, чтобы у семьи зимой были теплые носки, шапочки и свитера.

Именно такими запомнились каникулы, проведенные с бабушками в деревнях Балтасинского и Нурлатского районов, преподавателям детской художественной школы № 1 Диляре Шайдуллиной и Лие Вечтомовой. Они и не думали, что сами будут иметь дело с чем-то подобным, тем более живя в то время, когда все вещи можно купить в магазине.

– Не прялку мы взяли в руки, а сразу начали со сложного – занялись ковроткачеством, – с улыбкой рассказывают преподаватели. – При поддержке директора школы Альбины Шайхуловой, Министерства культуры Татарстана смогли поехать на учебу в Крым, было это в июне 2021 года. Обучались в поместье-мастерской у известного мастера, искусствоведа, художника, возродившего древнее искусство крымского ковроткачества, мудрого и седовласого Мамута Чурлу.

Обучение в Крыму 

В крымском саду, в тени цветущих акаций, вдыхая нежные ароматы южного лета, челнинки под присмотром мастера рисовали эскизы будущих ковров, смотрели, как на газовой плите в огромном чане, установленном во дворе, окрашиваются шерстяные нити, узнали о травах, с помощью которых можно получить всевозможные оттенки. После в мастерской пробовали приручить туго натянутые «струны» ткацкого станка, узнали, что будут ткать ковры-килимы, где каждый знак – это символ. 

– Маленькая точка, зерно – это семя, семья, дети, рожки и зигзаги вокруг него – защитники, обереги. Тюльпан, например, мужской символ. При изготовлении килимов используется множество символов. Я, например, тоже себе изготовила килим-оберег. Показал нам мастер и ковер, которому 120 лет,  кто только за это время по нему не ходил, даже небольшая брешь в нем образовалась, а цвета сохранились очень яркими, потому что получены из природных материалов, – делится впечатлениями Диляра.  

Преподаватели так увлеклись, что привезли из Крыма в Челны рассаду марены красильной и посадили ее в своих огородах. Прижился только один саженец, у Лии, но как она за ним ухаживала – холила и лелеяла, – известно только ей. Теперь ждет весну, чтобы узнать, пережило ли теплолюбивое многолетнее растение наши холода. Его корень дает удивительный по красоте и насыщенности красный цвет.

Все свободное время летом и осенью прошлого года ученицы Мамута Чурлу провели на лугах Татарстана. Они собирали травы, листья, коренья, чтобы экологичными красками выкрасить овечью шерсть. У них дома хранятся мешочки с разнотравьем, чтобы квартира была наполнена ароматом лугов и лесов.  

– Горчичный цвет получили из индийской хны, желтый – из березовых листьев и ромашки, зеленый – из тысячелистника и зверобоя. Кстати, красный цвет можно получить не только из корней крымской марены, но и из корней татарстанского шиповника. При этом необходимо учитывать: чтобы получить разные цветы, необходимо использовать разные реактивы – медный или железный купорос, квасцы. А для некоторых цветов требуются различные порошки, они дорогостоящие, и заказать их можно только за границей, – увлеченно говорит Лия.

К слову, натуральные краски совершенно безвредны для человека, они не теряют цвет при стирке.  

Тонкости покраски 

Процесс протравки, покраски, полоскания, сушки занимает месяц. Красят шерсть на плитах небольшими порциями – по сто граммов. Нет возможности установить на домашних плитах большие крымские чаны.

– Сначала два часа варим, допустим, медный купорос, потом остужаем его, в теплый раствор опускаем шерсть и еще два часа держим на медленном огне. В это время настаиваем в теплой воде травы, помещенные в капроновые чулки, после кладем их в кастрюлю с шерстью и варим час, постоянно помешивая. Снимаем с огня, остужаем, несколько раз прополаскиваем, сушим, при этом нужно часто переворачивать окрашенные нитки, чтобы цвет лег равномерно. Чтобы выкрасить один килограмм  шерсти, нам потребовался целый месяц, – говорят Лия.   

Покраска – еще не самое затяжное по времени занятие в ткачестве. Три месяца потребовалось, чтобы выткать килим 60 на 80 сантиметров. Много раз мастерицам приходилось распускать ковры, потому что делали ошибки, путали верхнюю нитку с нижней, забывали о том, что здесь нужен узор.

– С готовым килимом выезжали на симпозиум в Казань. Наши работы растрогали Мамута Чурлу. Обняв нас, он сказал, что мы два его крыла в Татарстане, которые продолжат это благородное дело в дружественной республике. Больше всего его порадовало то, что мы проявили терпение и трудолюбие, сделав ковры на самодельных ручных станках. С ними уходит в два раза больше времени на работу, чем с фабричными, – поделились тонкостями преподаватели.

Диляра для изготовления станка закупила доски для рамок, плотные нитки для струн, гвозди в строительном магазине Челнов, а Лия сделала его из подрамника для картины и шурупов. Шерстяные нитки заказали через интернет, килограмм обошелся в две тысячи рублей. Теперь в шутку они друг друга называют «паучихами-ткачихами».   

Педагоги планируют обучать этому искусству детей, разрабатывают учебную программу. Также ищут благотворителей, которые помогут им с приобретением ткацких станков. В конечном счете все это делается для детей, чтобы они не забывали старинные традиции ткачества.

https://chelny-izvest.ru/news/social/kovry-pakhnushchie-travami-masteritsy-iz-chelnov-osvoili-krymskoe-kovrotkachestvo